О ЦЕРКОВНЫХ ТАИНСТВАХ

Святые таинства дарованы Церкви как знак постоянного пребывания в ней Святого Духа и  как свидетельство ее истинности. В Православной Церкви семь таинств: Крещение, Ми­ропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Елеосвящение и Священство.

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

При своем земном рождении человек получает от матери и тело, и душу, т. е. единый человеческий организм.
Для жизни в Божием Царстве Славы нужно получить эту жизнь в Матери-Церкви через действие Святого Духа: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 5–6).
Обрести вечную жизнь в Царстве Божием невозможно, не будучи соединенным со Христом, с Его Святой Церковью, которая, по выражению апостола Павла, является Телом Христовым, причем соединиться с Господом надо и телом, и душой. Поскольку мы состоим из души и тела, это соединение должно иметь две стороны: внутреннюю (наше искреннее желание) и внешнюю (определенную форму этого действия). Поэтому для вхождения в семью Христову – Православную Церковь – Иисус Христос установил особое действие, через которое человек духовно рождается для бессмертия, – таинство Крещения.
Принимая таинство Крещения, человек дает торжественное обещание отречься от дьявола, от всей его гордыни и всякого служения греху. После этого принимающий таинство дает обещание соединить свою жизнь со Христом и поклоняться Ему.
Маленькие дети не могут иметь сознательной веры. Душа ребенка крепко связана с душами своих близких и в первую очередь – с душой матери. За ребенка свой выбор делают близкие. Вера мамы и крестных – это тот фундамент, на котором может строиться духовная жизнь детей. Если маленький ребенок способен любить маму, то, значит, он в состоянии любить и Бога.
Невозможно нашим языком объяснить, что происходит с человеком, когда он по своей вере или вере своих крестных (если крестят младенца) принимает таинство Крещения. Однако ясно, что в этом таинстве переустраивается, то есть становится иной по своему внутреннему устройству, человеческая душа: теперь она может принять и вместить в себя Самого Бога. Через Иисуса Христа крещаемый становится Самому Богу ближайшим родственником – сыном или дочерью. Но и крещеный человек может греховно пасть и потерять свою духовную близость с Небесным Отцом.
Мало принять таинство Крещения. Далее нужно отношения духовного родства с Богом не только сохранять, но и постоянно углублять. Не приняв Христа в свое сердце, отвернувшись от Слова Божия, человек сам вершит суд над собой, лишая себя и на земле, и в вечности подлинной радости бессмертной жизни.
С таинством Крещения по смыслу связано таинство освящения Духом Святым – Миропомазание.
При Крещении, в первую очередь ребенка, требуются крестные – восприемники. Ими могут быть только те христиане, которые имеют личное общение со Христом в таинстве Святого Причащения, то есть регулярно причащаются.
В жизни бывают ситуации, когда человек уверовал и имеет горячее желание принять таинство Крещения, но священника поблизости нет. Это может произойти и тогда, когда уверовавшему, но еще не крещенному человеку, угрожает смертельная опасность. Такого рода ситуации случаются и с маленькими, в том числе новорожденными, детьми; они тоже могут тяжело заболеть или умереть.
Таинство Крещения, как и всякое священнодействие, должен совершать священник, законно рукоположенный и совершающий свое служение в Православной Церкви. Однако Крещение – единственное из всех церковных таинств, которое при острой необходимости может совершить и мирянин, то есть член Православной Церкви, имеющий живую связь веры с Богом и участвующий в Причащении Святых Христовых Таин.
В этом случае православный христианин, обращаясь к Богу, читает начальные молитвы по «Отче наш», Символ веры и погружает человека в воду (если погружение невозможно, то обливает водой, а при ее недостатке – окропляет), произнося: «Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца. Аминь». Затем погружает или обливает водой второй раз, говоря: «И Сына. Аминь». И так же совершает в третий раз, произнося: «И Святаго Духа. Аминь». Это Крещение действенно по вере крещаемого и совершившего Крещение, но оно нуждается в церковном дополнении. Крещенному таким образом необходимо принять от священника таинство Миропомазания и причаститься.
Если человек, принявший Крещение таким образом, умирает, то переходит в мир вечности христианином с омытыми Святым Таинством прежними грехами. На земле же по нему, как и по всякому почившему христианину, должно совершаться церковное отпевание и поминовение.

 

ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ

Если Крещение есть таинство прощения, обновления и духовного рождения, то Миропомазание – это таинство благодатного освящения.
После Крещения в таинстве Миропомазания новокрещенному подаются дары Святого Духа, помогающие человеку в духовном возрастании. О том, какие же это дары, говорит нам апостол Павел: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). В таинстве Миропомазания человеку дается Божия благодать для его жизни – чтобы все его труды были одухотворены, имели вечный смысл и совершались во славу Божию.
Темная дьявольская сила стремится все труды людей и всю их культуру противопоставить Богу, направить деятельность человека не во имя Божией и вечной жизни, а во зло, против Бога. Таинство Миропомазания ставит целью предохранение человека от этих дьявольских искушений, призывая Божие благословение на человека и все его дела.
Первоначально апостолы и епископы в древней Церкви вместо помазания Святым Миром низводили Святого Духа через возложение своих рук с молитвой на головы новокрещенных; об этом написано в книге Деяний апостольских: «Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян. 8, 17). Но когда число верующих в Иисуса Христа среди разных народов стало значительно увеличиваться, преемники апостольского служения – епископы – уже не имели возможности при совершении таинства Крещения лично своей молитвой и возложением рук низводить Святого Духа на крещенных. Поэтому Церковь изменила обрядовую форму этого таинства на помазание новокрещенного Святым Миром.
Священник крестообразно помазывает Святым Миром лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новокрещенного со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь» (Требник). С незапамятных времен так повелось, если на какой-либо предмет накладывалась печать, то это означало: данный предмет принадлежит владельцу печати. Таким образом, печать Духа Святого свидетельствует, что человек, на которого она наложена, освящен Духом Святым и принадлежит Богу.
Миропомазание завершает Крещение. И если в Крещении было ду­хов­ное рождение, то здесь уже начинается духовное возрастание.

 

ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ

Для преодоления духовной смерти, обретения жизни, ведущей в вечность, в Церкви установлено таинство Покаяния. Его задачами являются не только прощение человеческих грехов, но и реальное избавление от них.
Суть таинства Покаяния – в воссоединении духовной жизненной связи с Православной Церковью через Христа и во Христе. Само слово покаяние (в греческом тексте Евангелия – метанойя) означает перемену всего умонастроения, то есть всех мыслей и чувств, внутреннюю перемену в душе и жизни человека.
Перед таинством Святого Крещения уверовавший во Христа человек совершает покаяние и перемену своей жизни. Но это еще не является таинством Покаяния. Полное покаяние, решительный поворот в своей жизни совершают люди, которые были крещены в детстве, но потом забыли о своем усыновлении Богу и много лет жили вне Церкви Христовой, без духовной связи с Богом. В этом случае их исповедь уже является участием в таинстве Покаяния, как возвращение к жизни Христовой семьи – Святой Православной Церкви. Такое полное покаяние бывает раз в жизни – при вхождении в Церковь через Крещение или при возвращении через Покаяние. Но надо понимать: даже в том случае, если православный христианин ведет борьбу с грехами и старается жить по-христиански, душа все равно поражается духовными болезнями. Наши злые и нечистые мысли, недоб­рые и грязные слова, плохие поступки очень серьезно влияют на наше сердце, искажают и уродуют наш внутренний мир, отделяют нас от Бога; и постепенно связь с Ним ослабевает, а то и вовсе прекращается. Через глубокое раскаяние и совершение таинства Покаяния христианин лечит свою душу от греха и восстанавливает живую связь с Богом и Церковью.
В Православной Церкви таинство Покаяния совершается в форме исповеди кающегося в своих грехах христианина перед Богом. Обычно перед иконой Спасителя ставится аналой с крестом и Евангелием.
Крест и Евангелие – символы таинственного присутствия Иисуса Христа, Который принимает покаяние грешника, прощает и очищает его душу от грехов. Но, кроме того, рядом еще присутствует священник, который слушает исповедь кающегося, молится о нем, накрывает его голову епитрахилью и читает разрешительную молитву. Так кто же тогда принимает покаяние: Иисус Христос или священник?
Господь сравнивает Церковь с виноградной лозой. Сама лоза – это Церковь, Тело Христово. Веточки – члены, органы этого организма, то есть все мы, христиане. Священник как христианин, призванный к пастырскому служению, выполняет определенные функции. Так, во время совершения Литургии и Причащения он как член Церкви – Тела Христова – является устами и руками Христовыми и произносит те слова, которые принадлежат Самому Иисусу Христу. Своими руками священник совершает определенные священнодействия, в том числе преподает верующим Тело и Кровь Христовы. В этом случае он – рука Христова.
Таинства совершает Сам Иисус Христос, священник же – священнодействует. Таким образом, во время совершения Таинства Покаяния принимает исповедь и разрешает от грехов Иисус Христос, а слушает кающегося и читает молитвы священник, который в это время как священнослужитель является ушами и устами Христовыми.
В Православной Церкви дети причащаются с младенческого возраста. Когда они подрастают, то становятся способными уже сами понимать, что хорошо и что плохо, и посильно бороться со своими грехами. Поэтому примерно лет с семи, в зависимости от своего умственного и духовного развития, дети начинают участвовать в таинстве Покаяния.

 

ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ

Таинство Причащения или Евхаристия (в переводе с греческого – «благодарение») занимает главное – центральное – место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение, но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах. В таинстве Плоти и Крови Господних происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю.
В Причащении происходит таинственное соединение христианина со Христом. Человек приобщается жизни и личности Воскресшего Христа, а Спаситель приобщается нас, входит в жизнь Своего ученика. Через приобщение к жизни Воскресшего Господа христианин приобщается к жизни и других христиан, соединяющихся в таинстве Евхаристии с Богочеловеком. Созидается невидимый глазами таинственный организм Церкви.

 

ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ
(СОБОРОВАНИЕ)

Таинство Елеосвящения установлено Самим Господом, и о нем ясно сказано в Священном Писании Нового Завета. Таинство названо так потому, что для его совершения освящается елей (оливковое масло), и им священник с молитвой помазывает больного.
Таинство Елеосвящения могут совершать епископы и пресвитеры (священники). В этом таинстве Господь через «помазание елеем и молитву подает благодать, исцеляющую немощи духовные и телесные».
Цель Елеосвящения – исцеление болящего и прощение грехов. Лечение человеческих грехов происходит в таинстве Покаяния, где кающийся исповедует свои грехи, которые он осознал, понял. Но есть и другие грехи, в которых хотел бы раскаяться согрешивший: непонятые, неувиденные, забытые – и они лечатся в таинстве Елеосвящения.
В обиходе это таинство называют еще Соборованием, потому что для его совершения положено собраться семи священникам. Хотя оно может совершаться и меньшим количеством священников, а в случае необходимости – даже одним.
Во время таинства произносятся молитвы, семь раз читаются отрывки из Нового Завета и семь раз болящий помазывается освященным елеем (маслом).
Весь смысл чтения Священного Писания, песнопений, молитв и обрядовых действий состоит в том, чтобы страдающему от болезни и кающемуся в своих согрешениях испросить дар Божией любви и милосердия.
К таинству Елеосвящения могут приступать православные христиане с того возраста, когда могут осознавать свои грехи и участвовать в таинстве Покаяния.
При отсутствии тяжких заболеваний собороваться чаще, чем раз в год, не следует.
Таинство Елеосвящения логически связано с таинствами Покаяния и Причащения. Поэтому эти таинства следует совершать вместе, либо Соборованию должны предшествовать Покаяние и Причащение.

 

ТАИНСТВО БРАКА

Таинство Брака освящает и преображает супружество и вводит его в великую тайну Христа и Его Церкви. Таинство Брака преображает не только супружество, но и человеческую любовь.
Христианский брак – это такой брак, когда у каждого из супругов есть свои личные глубокие сыновние отношения с Богом, а у Бога, кроме того, есть связь еще и со всей этой семьей, то есть в этом случае Бог – внутри семьи.
В христианской семье каждый из супругов имеет личную связь со Христом, как со своим Спасителем и Отцом. Взаимоотношения двух христианских супругов зависят от того, как строятся их отношения с Богом.
Жизнь людей в браке – это преодоление собственного эгоизма и более глубокое видение и познание жизни, это человеческий подвиг ради любви к Богу и ближним. Подвиг трудный, но добросовестно несущий это служение из любви к Богу может и на земле испытать, что такое настоящее счастье, и быть принятым в Царство Небесное как верный друг Христов.
Подвиг несения креста семейной жизни ради Господа нуждается в укреплении и освящении Духом Святым как священнодействие. По сути, священнодействиями таинства Брака являются как церковное богослужение – совершение в храме таинства Брака, так и само служение Богу в несении креста христианского брака по жизненному пути вслед за Христом. Христиане, вступающие в брак, идут ко Христу – Главе Святой Православной Церкви, – испрашивая дар благодати, дар святой Божественной любви. Жених и невеста молят Бога, чтобы в их совместной жизни осуществились слова Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Православная семья – это малая Церковь, где живет Христос, а глава семьи – муж – выполняет обязанности духовного пастыря этой общины. Именно в христианской семье может быть достигнуто самое глубокое единение супругов в одну жизнь на всех уровнях: и телесном, и душевном, и духовном.

 

ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА

Господь в день Пятидесятницы создал Свою Православную Церковь и стал ее Главой. В этой Церкви содержатся все сокровища нашего спасения.
Сын Божий избирает Своих учеников – апостолов, которые на земле будут совершать служение спасения людей, и через них будет действовать Сам Иисус Христос.
У апостолов Христовых было знание истины Божией и благодатные дары, полученные в день Пятидесятницы, благодаря чему ученики Господа совершали свою миссионерскую проповедь для спасения людей по всему миру. При этом апостолы ясно понимали, что срок их жизни на земле ограничен, во-первых, естественным сроком жизни смертного человека, и, во-вторых, почти все они погибнут мученической смертью за веру, а не тихо и мирно завершат свой земной путь в глубокой старости. Так что необходимость подготовки людей для продолжения апостольского служения в этом мире была очевидна. Их преемники должны были быть примерными христианами, знать истины веры Христовой и уметь их передавать другим, уметь вести людей путем спасения и освящать их души и жизни Божией силой – благодатью. А для этого преемникам апостолов необходимо было тоже получать благодатные дары от Бога для служения, духовного обновления и спасения людей.
Для этой цели Господь установил особое таинственное действие – таинство Священства.
Призвание апостолов – возвещать слово Евангелия разным народам и там, где люди принимали Евангельское благовестие от апостольской проповеди, создавать и устраивать новые христианские общины-церкви. Эти церкви призваны были продолжать апостольское служение на своих местах: в своих городах и их окрестностях. Для правильности руководства духовной жизнью новой общины и для сохранения истинного вероучения и Откровения Божиего избирались наиболее достойные и духовно зрелые христиане. Это апостольское служение в христианской общине получило название епископства. При совершении в общине таинства Евхаристии (Причащения) посредством молитвы и возложения рук на голову посвящаемого на это служение апостолы передавали ему тот дар благодати, который они сами получили от Духа Святого в день Пятидесятницы. Этот благодатный дар Святого Духа хранится в Православной Церкви и, как Божественный огонь, обновляет сердца, умы и жизни человеческие.
Из поколения в поколение епископы передают тот благодатный дар, который освящает Божественной любовью всякого православного христианина. Передача этих даров последующему поколению христиан происходит в таинстве Священства. Через него в рукоположении епископы принимают и передают благодатные дары для управления народом Божиим и сохранения Богооткровенной истины.
Священники – это пастыри Церкви, получающие благодатные дары Святого Духа в таинстве Священства через молитву епископа с возложением рук на голову. Как и епископы, они становятся теми родниками благодатных сил, при помощи которых народ Божий черпает духовные дары от Господа через наставления, молитву и совершение таинств.